Был такой император Византии, как Ираклий I. Один из известнейших императоров, основатель новой эпохи в истории ромеев. Сам Ираклий I был армянином, семья его была из Каппадокии. Факт этот упоминается византийскими источниками.
Ираклий I оказался известен как автор особой военной доктрины. Долгое время исследователи на это не обращали внимания, но теперь открывается кое-что интересное.
В период его правления была ожесточённая война между Византией и Сасанидами. Две державы боролись за доминирование в регионе. Для поднятия боевого духа солдат Ираклий I начал особую военную пропаганду среди армии, которую доселе не распространял ни один византийский император. В своих речах и воззваниях Ираклий I говорил, что воин может получить "венец мученичества" за смерть на поле боя.
Для того времени это неслыханная идея в Византии и в Европе в целом. Погибший воин считался жертвой, пассивно принявшей ужасную участь от рук неверного врага. Но теперь он активный участник религиозной борьбы, который мстит за свою праведную веру. Это революционная идея. И хоть эта идея не была популярна после смерти Ираклия I и осталась лишь в сердцах тех, кто напрямую участвовал в войне, у этой идеи есть параллели.
Удивительно, что подобного рода мысли о мученичестве за священную веру выражаются в Коране, священной книге мусульман, причём в похожем стиле. При том время правления Ираклия I и распространения его идей(610-641 гг.) полностью совпадает со временем последних лет жизни Мухаммеда и зарождением небольшого очага Арабского халифата.
Предполагать, что Ираклий I вдохновился мусульманскими идеями будет абсолютно нелогично и это никем не утверждается. Арабы ещё робко ступали на политическую арену(и то поздно, так как Мухаммед умер в 630-е и только тогда утвердилась власть халифов), только-только обрели новую религию и стали объединяться. Византии было не до арабских племён, которых считали дикими.
В то же время, арабы воспринимали борьбу Византии и Ирана, как сражение двух великих держав по соседству со своей небольшой родиной и были также вмешаны в этот конфликт. Именно на этом фоне зарождался ислам. И, естественно, идеи Ираклия I распространялись повсеместно на фоне милитаризации всего региона. Арабам была также необходима доктрина, которая защитит их в той ближневосточной бойне.
Пропагандистская кампания Ираклия I изображала войну с Ираном не просто как конфликт интересов, но как борьбу христианства с зороастризмом, борьбу "веры с мракобесием". Историки того времени также начали сакрализовывать войну.
Некоторые исследователи считают, что пропаганда Ираклия I - своего рода "прото-крестовый поход". Исламовед Томмасо Тесей в своём сравнительном исследовании Корана и идей Ираклия I пришёл к такому выводу: "Исторический подход к проблеме действительно демонстрирует (армянское) христианское происхождение подобных убеждений и их присутствие среди солдат Ираклия. По сообщениям, сам император призывал свои войска достичь мученичество в бою." Сам автор также убеждён, что связь ислама и ираклийских идей очевидна.
"Армянское" не просто так добавлено автором как возможный источник происхождения подобных идей. Дело не только в том, что сам Ираклий I был армянином. Идеи мученичества заложены и в раннем христианстве и встречаются в стоицизме, но армянское христианство является прямым аналогом.
Армяне в V веке имели национально-освободительную борьбу против Ирана, который пытался навязать зороастризм армянам. Сюжеты того времени лежат прочным фундаментом на армянской идентичности и армянской истории. Это сюжеты важны и для христианской истории: впервые христианству угрожала опасность и появилась сторона, которая намеревалась избавиться от христианской веры. Армяне выступили как первые "прото-крестоносцы"(что уж говорить, если у армян есть такое слово, как "хачакирнер", которое фактически является армянским определением "крестоносцев").
У армянского историка Егише упоминается знаменитая цитата полководца Вардана Мамиконяна, которая до нынешних дней цитируется армянами: "Смерть неосознанная есть смерть, смерть осознанная - бессмертие". Уже здесь впервые на политическом поле закладывается идея "праведной гибели" за христианскую веру. Битва при Аварайре стала первой битвой христианских мучеников в истории.
Такое колоссальное влияние на христианскую историю не могло пройти бесследно. И как мы видим, Ираклий I взял армянскую идею на вооружение. Он сам был армянином и тем более в то время память о легендарной битве и войне с персами была абсолютно свежа, прошло только два века.
Идеи его не имели почвы в византийское среде того времени и очевидно взяты им со своего мировоззрения, на которое не могло не повлиять армянское происхождение. И после его смерти идея эта была надолго забыта(до самих Крестовых походов), так как кроме него никто не имел таких представлений. Но, судя по всему, у императора Византии нашлись наследники, только уже в лице другой религии и народа.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор