Изначально армяне представлялись для российской элиты XVIII века в ключе её интересов в Закавказье. Армяне были нужны России, как наиболее весомый элемент в торговле региона и как народ, который более остальных надеется на чью-либо в помощь в борьбе с иноземцами.
Вот, например, что писали Александру I его советчики по кавказской политике, в период взятия Грузии:
"К особенному же наблюдению вашему предоставляем привлекать к себе нацию армянскую всякими обласканиями. Способ сей, по многочисленности сего племени в сопредельностях Грузии, есть один из надежнейших к приумножению силы народной и вместе к утверждению вообще по верности христиан”.
Армяне представлялись как торговая, христианская и трудолюбивая нация. "Всеми надобностями, почти все Кавказские народы и все
соседи пользуются от трудолюбия армян Тифлисских”- пишет один из исследователей региона Бурнашев.
Со времён ещё Алексея Михайловича и позже армянам давались разные привилегии. Арцахские мелики получили российское подданство, армянское купечество в России освобождалось от сословного разделения, от повинностей, армяне получали льготы от правительства. Каждый император удосуживался написать хвалебную грамоту "честному христианскому народу". Армяне были нужны империи, их торговые навыки были на порядок выше российских купцов, а пределы торговли доходили до Индии.
Кроме того, армяне были теми, кто не поддавался на провокации Персии, активно спонсировали российскую армию в её походах в регионе. Именно благодаря армянину Мадатову Россия заполучила себе Ширван, нынешний Азербайджан. Армяне почти монопольно торговали с Востоком, а щёлк и вовсе сходил только из армянских рук.
Так было до 1830-х годов. К тому времени, армянское купечество разрослось значительно, появилась масса армянских подрядчиков и негоциантов, обеспечивавших российскую армию всеми нуждами и обогащаясь за этот счёт. Тифлис из-за этого значительно разросся и стал местом возможного исполнения любой мечты. Каждый мог здесь в момент обогатиться или обанкротиться. И это всё, безусловно, благодаря активной деятельности местного армянского капитала.
Этот момент настораживал и пугал имперские устремления России. Российские товары не могли конкурировать с армянскими, да и не хотели особо. Было решено начать экономическую экспансию поверх политической, то есть лишить армян посреднической роли, которую им же сами и щедро предоставили. Попытались административно ограничить армян- в итоге армянские торговцы в большинстве сферах оказались незаменимы и пострадало само русское купечество.
"За Кавказом вообще народ предобрый, благодарный за всякое добро
и способный ко всем будущим видам правительства. Армяне
полезны, но великие проныры и почти подобны польским жидам. Они нам верны по расчету, их надо вести твердо, справедливо, но без всякого баловства."- это писал Николай I об армянах после визита в Армению. Уже здесь видны ростки последующих мифов и легенд об армянах-жидах.
Так и вышло. Россия начала опасаться армянского национального движения, роста армянского капитала в Баку, где тот почти поровну делил нефтяные запасы с российско-европейскими добытчиками. Чванство и шовинизм местных чиновников стал зашкаливать, ведь как только Россия победила в Кавказской войне, так только и осознала, что "жадным армянам" не место в российском управлении. Имперский шовинизм достиг высшей точки.
"Русских победителей, завоевателей и цивилизаторов грузины побежденные оседлали так, что почти все управление в их руках, а армяне, восточные жиды, обманывают и продают."
Дальше история известна достаточно. Закрытие армянских школ, семинарий, попытка конфисковать имущество ААЦ. Репрессии, травля и целые штампы мифов об угнетателях-заговорщиках, о "народе, хуже евреев", о планах по "Великой Армении от Еревана до Воронежа" и т.д.
В итоге, от "честного христианского народа-кормителя" региона по желанию российской пропаганды армяне стали "эксплуататорами-подстрекателями жидовской натуры".
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор