Движение павликиан действительно интересно и уникально в том плане, насколько его идея оказалась живучей, что стала активно распространяться по миру под разными именами. Что уж говорить, если им удалось даже временно создать своё государство, не имея при этом строгой иерархии.
Корни этого движения уходят ещё в III-IV вв. Тогда одним из самых известных религиозных движений на Востоке было манихейство, сплав христианства с зороастризмом и другими гностическими движениями. Основатель этого движения, Мани, проповедовал и в Армении. Сам Мани по матери был из рода Камсараканов, как предполагает историк Отакар Клима. Отец же его был христианским сектантом.
Именно оттуда павликиане взяли идею о дуализме бытия, о вечной борьбе добра и зла. На их формирование повлияли и сюжеты иконоборчества в Армении.
Основателем павликиан был некий Павел Армянин, а первыми его последователями были местные армяне и некоторые христиане Анатолии, в основном крестьяне и низшие социальные слои. Окончательно оформилось движение к VII веку в Византийской Армении и было реакцией на гнёт и религиозную политику Византии. Уже в следующем веке это движение перекинулось и на арабскую часть Армении, где выступало против налогового гнёта арабов.
Движение павликиан имело немалый успех. К ним присоединялись даже несториане, а в церковных армянских трудах это движение называлось "раскольничьим", что указывало на то, что и некоторые церковники попадали под её влияние.
Павликиане отрицали Ветхий Завет и все виды церковных обрядов. Выступали за всеобщее равенство. Считали, что каждый может достичь уровня благости Христа. Лидеры движения считались, как уже достигшие этого уровня.
Вскоре им удалось сконцентрироваться на арабо-византийской границе. Во главе с военачальником Карбеасом они основали город Теврик(Тефрика) и построили собственное государство в этой зоне. В страну стали стекаться крестьяне и беднота из других территорий. Армия государства изначально состояла из 5000 человек. Пришедший к власти зять Карбеаса Хрисохир смог собрать войско для огромного похода.
Павликиане в IX веке смогли взять Никею, Анкару и дойти даже до Эфеса. В последнем Хрисохир превратил главную церковь в конюшню. И это с учётом того, что у павликиан было минимум иерархии и никакой церковной организации. Однако движение не могло долго существовать под натиском Византии и зять Василия I Христофор уничтожил Теврик. Десятки тысяч павликиан погибли.
Павликианизм был результатом захватнических войн в регионе и расколотости Армении. Найдя пристанище в горах, павликиане стали особой формой самоорганизации, у которой даже была собственная литература, по словам современников.
Важной причиной было и экономическое положение. Крестьяне были вынуждены страдать как от византийских налогов, так и от нашествий арабов. Это и привело как к попытке избавиться от гнёта государства как такового, так и к переходу к скотоводству, чем занимались большинство павликиан и уходу их в горные местности. Хрисохир и вовсе хотел, чтобы от Византии откололась вся Малая Азия. Своего рода анархистская утопия, как некоторые именуют данную идею павликиан.
После уничтожения Теврика, павликиане разошлись с идеями по всему миру. В Армении сохранилась чисто армянская ветвь - тондракийцы. После депортаций во Фракию, павликиане повлияли на формирование учения богомилов. Славянские церковные тексты иногда называли богомилов "армянами", но не из-за происхождения, а из-за очевидного сходства с павликианами. Павликиане же привели к появлению на Руси в XI веке движения "волхвов", выступавших против княжеских поборов и церкви.
Богомилы стали одним из сильнейших движений Болгарии. Вскоре это антицерковное движение разошлось по всей Европе. В Италии на их основе появились патарены - движение бедноты против церкви. Данное движение способствовало разложению феодализма в Италии и успешному развитию городских коммун.
В Германии последователями богомилов стало движение катаров(во Франции - альбигойцев). Выступление катаров против Католической церкви было масштабным, вплоть до того, что Папа организовал крестовый поход против них. Катары первыми, ещё до Реформации, выступили против догматов католиков, выступая как движение за чистоту христианства. Во многом они и повлияли на последующие процессы в Европе и на саму Реформацию.
Можно по праву считать павликиан фактически одной из самых сильнейших и успешных еретических движений в истории человечества.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор