В легендарных мифах прародители народов, боги и эпические герои часто имеют символичное оружие, которым они повергают архи-врага. Это могут быть мечи, булавы, молнии и прочее. А вот легендарный прародитель армян, Хайк, победил своего врага Бела из лука, пронзив его насквозь трёхперой стрелой.
Сам Хайк был связан со созвездием Орион. По древнегреческим мифам, у него были навыки лучника, которых не было ни у кого в мире. Да и сам он был гигантом, как и Хайк. У древних евреев это созвездие также было связано с великаном.
Лучным делом, судя по всему, армяне славились в античное время. На это указывает памятник Армении, сделанный в Риме во 2 веке нашей эры Антонием Пием. На нём она изображена с колчаном и стрелами в руках. А ещё раньше, на монетах Октавиана Августа, по поводу взятия Армении, на реверсе изображена тиара и колчаны со стрелами.
На изображении футляры со стрелами закрыты и завязаны. Таким образом римляне изобразили победу над армянами, затянув их главное оружие. В исторических сведениях армянские лучники упоминаются редко. Их видел отряд Ксенофонта перед проходом в Армению, где они охраняли вход на горных вершинах. При этом их меткость была поразительна. Также в битве при Арацани лучники сыграли одну из главных ролей в поражении римской армии, стреляя с вершин отравленными стрелами с двумя наконечниками.
Быть хорошим лучником в древней Армении считалось важным признаком. Например, у Мовсеса Хоренаци это один из главных эпитетов. Вот что он пишет о Сисаке, сыне Гегама: "Здесь он родил своего сына Сисака, мужа возвышенного, статного, благообразного, красноречивого и отличного лучника."
Про легендарного царя Вагаршака аналогично: "прекрасный ликом, искусный лучник мужественный Вагаршак". Искусным лучником был и Вараздат Аршакуни, победивший на Олимпийских играх. Как мы видим, слово "лучник" используется как один из эпитетов наряду с красотой, статностью и мужеством.
Вообще, Мовсес Хоренаци и в других местах указывает важность лучного дела. Про Арама он пишет, что он, "теснимый окружающими народами, собирает множество храбрых соплеменников — лучников и искуснейших копейщиков". Во время битв с аланами, "Арташес также собирает свою рать, и происходит сражение между двумя храбрыми народами-лучниками." Армян и аланов он называет именно так.
Сведений о лучницах в Армении не сохранилось, хотя известно, что лук - оружие "демократичное". Тем не менее, учитывая близкую к Армении локализацию мифов об амазонках, известная немалая роль женщин в древней Армении и найденные захоронения женщин-воинов указывает, что таковое могло иметь место. У той женщины были хорошо развиты грудные и дельтовидные мышцы, что могло быть связано с частым поднятием лука к плечам.
Сведения о важности лука, как оружия, уходят ещё в урарсткую эпоху. В одной из клинописей упоминается, что Аргишти II выстрелил из лука на расстояние 950 локтей, что почти 450 метров. При этом как раскопки Армении бронзового века, так и данные из источников указывают на немалый их размер, почти в рост человека. Армянские лучники были известны и за пределами родины: в византийской армии, в армии Речи Посполитой.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор