Армянская мифология рождалась в очень давний период. При всём персидском влиянии, она смогла сохранить в себе уникальные черты и архаику, как одна из древнейших индоевропейских религий. Важнейшей частью древнеармянской мифологической ойкумены являются каджи - класс мифических существ.
Каджи имеют ряд общих черт с германскими эльфами и славянскими вилами, да и вообще с любыми духами из индоевропейских мифов. Именно духами они отображены в большинстве своих упоминаний. В то же время, у них есть ряд и особых черт: они похожи на вишапов, имеют храмы(правда, кому посвящённые?), любят музыку, играют свадьбы, заплетают конские гривы. А ещё управляют вихрями.
На самом деле, не все каджи были злыми духами, как их в основном отображали уже через века после принятия христианства. Давид Анахт писал, что кадж сам по себе добрый дух. После того как в легендах царь Арташес I проклял сына Артавазда, каджи сбросили его со скалы.
Каджи были связаны с богом Вахагном. У него у самого постоянный эпитет был "кадж", то есть "храбрый". Судя по всему, Вахагн с каджами схожи с индийским Индрой с марутами и германским Одином с эйнхериями. Эти божества были главами упомянутых мифологических войск. Это были мифические прототипы молодых боевых дружин, сформированных из неженатых воинов. Сам Вахагн упоминался как юноша, то есть под возраст подобного рода дружин.
Подобные отряды действовали скрытно и молниеносно. В основном, ночными атаками. Такие отряды прозывались "волчьими" и встречались почти у всех индоевропейцев. В "Таронской войне" упоминается некий "Гайл Вахан"("Волк Вахан") - очевидно взятый с образа Вахагна, главы подобных отрядов.
Точной роли у каджов не было. То они боролись с вишапами, то были сами вишапами. То они были злыми духами, то целой расой особых существ. В любом случае, слово "кадж" имеет положительную коннотацию и связано с понятиями мужества и храбрости. В то же время, духи у персов, индийцев и германцев также упомянуты как хорошие и свои.
Здесь есть ближайшие параллели с индийскими мифами. Маруты Индры упомянуты как "сва", то есть свои. В армянском "правое" обозначается словом "ач", которое крайне близко к армянскому "кадж". Можно предположить, что "кадж" и "ач" происходят от одного корня.
Имена этих существ были заимствованы соседними народами. Они есть у грузин как "кази", у осетин как "кадзи" и у аварцев как "кажи". Есть свидетельства, что и греки Малой Азии наследовали это слово. У каппадокийских греков было слово "кацора", которое переводилось как "злой дух" или "кошмар".
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор