Храм Звартноц
Культура средневековой Армении была тесно связана с культурой Византии. Это влияние было взаимно перекрещивающимся, причем вклад первой бывал подчас не менее значительным, чем второй. Ведь роль армян в судьбах империи была весьма ощутимой. Некоторые византийские императоры и военачальники IX-X веков были армянского происхождения. А когда от землетрясения рухнул купол константинопольской Софии, то для восстановления этого чуда из чудес византийского искусства был приглашен знаменитый армянский зодчий Трдат.
Корни армянского зодчества уходят в глубь веков, обогащаясь влиянием других культур: Рима, Греции, Византии, Ирана. Значительны и многообразны памятники древнего армянского зодчества. И одним из главных сокровищ армянской архитектуры является Звартноц – храм Бдящих Сил. Как и большинство других древних армянских храмов, Звартноц дошел до наших дней в развалинах.
Строительство храма Бдящих Сил началось в 641-643 годах и велось с перерывами на протяжении двадцати лет. Инициатором строительства был католикос Нерсес III Строитель, привлекший для создания храма мастеров из древнего армянского города Двина – города, славившегося своей красотой. Описания Звартноца не сохранилось, но известно, что ему было посвящено множество восторженных похвал. Предание рассказывает, что византийского императора Константина III, посетившего Армению в 652 году, так поразила красота храма, что он приказал строителю Звартноца ехать вместе с ним в Константинополь. По дороге зодчий умер, и только это обстоятельство помешало воздвигнуть в столице Византии аналогичное сооружение.
Специалисты считают Звартноц дерзновенным экспериментом, самой смелой центрической композицией в армянском зодчестве. Композиция Звартноца чем-то напоминала вавилонские зиккураты – это был трехъярусный круглый храм, состоящий из трех поставленных друг на друга уменьшающихся цилиндрических объемов, увенчанных сферическим конусом. Во всем облике храма присутствовало мощное устремление ввысь.
Эту устремленность ввысь подчеркивали и все детали храма. Здание казалось вытянутым вверх и благодаря умелому распределению освещения. Свет усиливался по мере перехода от массивной нижней части с более легкой средней, а когда взгляд, наконец, упирался в купол, то казалось, что он парит где-то в поднебесье.
Дошедшие до наших дней руины Звартноца свидетельствует о грандиозности здания. Оно возвышалось на площадке, вокруг которой шел ступенчатый пьедестал, частично сохранившийся. В плане храм напоминает крест, вписанный в круг. Этот крест является основой внутреннего пространства храма. Вся конструкция опиралась на четыре мощных пилона двадцатиметровой высоты. Между этими гигантскими столбами помещались четыре апсиды, стены которых составляли полукруглые колоннады.
Круглое внутреннее пространство опоясывала двухэтажная галерея. Второй ярус церкви был сквозным с трех сторон и его стены опирались на шесть мощных колонн. Вся композиция завершалась высоким многогранным куполом, собирающим воедино все внутреннее пространство храма. В церковь вели пять входов.
Храм Бдящих Сил получил свое прозвание Звартноц не случайно. Слово «зварт» по-армянски означает «украшенный». Сверху донизу храм был богато украшен скульптурным рельефом – великолепным образцом искусства средневековых армянских резчиков по камню. Причудливый орнамент обрамлял карнизы, оплетал оконные проемы, опоясывал капители колонн. Стены храма украшали виноградная лоза, ветви граната, тончайшей работы геометрический орнамент, плетенки, декоративные элементы – пальметты и аканты. Колонны завершались резными капителями, а колонны, установленные рядом с пилонами, основными опорами храма, были увенчаны изображениями громадных каменных орлов – эти птицы символизировали вознесение храма вверх. О пышном убранстве Звартноца свидетельствуют и обнаруженные при раскопках алтарной части остатки фресок, кусочки смальты для мозаики, шифер и резные камни. Мозаика богато украшала стены храма, в частности, исследователям удалось проследить наличие на алтарной стене большой мозаичной картины.
Среди произведений камнерезов, украшавших Звартноц, выделяются скульптурные поясные изображения людей – целая портретная галерея. Под одним из барельефов читается надпись «Ованес» – некоторые исследователи считают, что это имя и портрет главного строителя храма. Правда, другие исследователи считают, что мастер просто изобразил крестьян-садоводов: у них в руках инструменты, похожие на садовые, а над барельефами вьется орнамент из переплетающихся ветвей граната и виноградных лоз. Но кем бы ни были эти люди, изображены они в чрезвычайно реалистической манере.
Свободные, непринужденные позы, подробно изображенные элементы одежды, почти портретно изваянные лица – все это позволяет представить нам облик людей средневековой Армении.
Звартноц – памятник эпохи величайших достижений армянской национальной культуры V-VII веков. Впечатление от Звартноца было так велико, что облик храма неоднократно пытались повторять как в Армении, так и за ее пределами. Влияние Звартноца чувствуется во многих архитектурных сооружениях Армении вплоть до XI века. В начале XI века знаменитый зодчий Трдат возвел в городе Ани храм Святого Григория (Гагикашен), практически повторяющий Звартноц. Но сам великий храм к тому времени уже лежал в развалинах.
Звартноц простоял более трехсот лет и около 930 года был разрушен землетрясением. Как выяснили исследователи, зодчему, строившему храм, не удалось полностью перенести тяжесть верхних ярусов на четыре мощных пилона, служивших главными опорами, и в результате часть нагрузки легла на арки и своды храма. Именно это оказалось слабым местом храма и сильный удар землетрясения разорвал его…
Попыток восстановить Звартноц не было. С течением времени на месте храма образовался огромный холм, из которого виднелись только остатки четырех пилонов.
Легенды и правда о храме Звартноц
Согласно очевидцу строительства храма, армянскому историку Себеосу, католикос Нерсес III Строитель в 641 году основал Звартноц на месте встречи царя Трдата с освобождённым из ямы Хор Вирап Григорием Просветителем. Нерсес планировал перенести свою резиденцию из Двина в Вагаршапат. Весь архитектурный ансамбль был завершен в 660 году. На церемонии освящения храма в 652 году присутствовал византийский император Констант II. Он был восхищен храмом и пожелал построить такой же в Константинополе. Однако его замыслу не суждено было осуществиться — зодчий Звартноца умер на пути в Константинополь. Храм был разрушен землетрясением в 930 году. Со временем на месте развалин образовался огромный холм, из которого выглядывали остатки четырех пилонов (входов). Монах Хачик Дадьян в 1901 году начал раскопки храма. В 1904 году к раскопкам приступил архитектор Торос Тораманян. Изучив руины, Тораманян составил план реконструкции Звартноца. Были раскопаны развалины храма, патриаршего дворца, жилых помещений католикоса и винодавильня.
Несколько лет спустя экспедиция Н. Я. Марра в городе Ани откопала статую царя Гагика, в руках которого была миниатюрная модель храма Звартноц. Изображение Звартноца обнаружено на барельефах церкви Сен Шапель в Париже. По реконструкции Тораманяна храм представлял собой круглое трехъярусное сооружение с куполом. Общая высота храма — 49 метров, диаметр нижнего яруса — 35,75 м. Вся конструкция опиралась на четыре мощных колонны двадцатиметровой высоты. Храм стоял на многоступенчатой площадке. В церковь вели пять входов. В плане храма равносторонний крест, вписанный в круг. Первый ярус Звартноца — тетраконх (4-лепестковый план) с 6 колоннами по полукругу каждого лепестка. Колонны, увенчаны капителями и связаны друг с другом арками. За каждым полукругом стоит по одному столбу с капителью, на которой высечен орел с распростертыми крыльями — все орлы разные. Эти колонны, связанные между собой и серединой полукруга сводами двоякой кривизны, создают монолитное кольцо — на нее опирался второй ярус. У алтарной апсиды (полукруглый выступ, перекрытый полукуполом) — высокое возвышение, впереди — крестильная купель. Сзади к апсиде примыкало квадратное помещение — ризница, из которой по лестнице поднимались в коридор, шедший по верху первого яруса. Восточная сторона храма — полукруглая сплошная стена с мозаиками и фресками. Пространство между крестом и внутренней стеной заполняла двухэтажная галерея. Снаружи массивная стена из 64-х граней. Второй ярус церкви состоял из 32-х граней, сквозной с трех сторон, его стены опирались на шесть мощных колонн.
Третий ярус — высокий многогранный купол. Звартноц имел богатое убранство. Стены первого яруса снаружи оформлены пристенными аркадами на парных полуколонках, которые украшены искусной резьбой по камню: виноградная лоза и погрудные изображения строителей с инструментами. Над арками шел орнамент с гранатами и гроздьями винограда. Под одним из портретов читается надпись «Ованес».
Возможно, это имя и портрет зодчего храма. При строительстве Звартноца мастера использовали серый, черный, фиолетово-коричневый и рыжий туф. Для облегчения веса сводов использовался дутый обсидиан. Кровли были из красноватой черепицы. В 2000 году руины храма и территория вокруг него включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Зодчий Трдат в 1001—1010 гг. в городе Ани построил копию Звартноца: храм св. Григория (Гагикашен). Влияние Звартноца чувствуется во многих храмах Армении: в Аруче, Егварде, Талине, в монастырях Хцконк и Мармашен.
Современные архитекторы также строят церкви, по форме напоминающие Звартноц. Что же необычного и загадочного в храме Звартноц? Если разбираться в символике, то ничего загадочного в храме нет. Звартноц — один из немногих христианских святынь, которые в своей геометрии отображают древнейшую дохристианскую символику. Крест в круге означает проявленный Космос или Мир, разделённый на четыре части: вертикальная линия олицетворяет Мужское Духовное Начало, а горизонтальная линия — Материю или Женское Начало. Прибавляя к этому символу аспект Вечного Движения, мы получаем Колесо Мира — Свастику, символ Солнца. Свободно стоящие колонны, дополняя основание, отображают проявленный Космос в Движении. Орёл — символ Солнца, известный символ Египта и Шумера, перекочевал в Армению. В Армении с первых веков христианства до XII-го столетия существовала большая община христиан-солнцепоклонников. В руинах храма Тораманян нашел петроглифы гностиков. Зодчие армянских храмов раннего Средневековья могли быть гностиками. Круглые здания, подобные Звартноцу, в древности воздвигались для культового служения (мистерий) и Посвящения. Купель в центре храма символизировала материальное проявление, когда Духовный Огонь соединялся с водой в купели. Круглый зал называли эпоптейя, а прошедшего посвящение — эпопт, высший Посвящённый. Звартноц изначально не был популярен в церковной среде — отцы церкви догадывались об истинном назначении храма. Звартноц мог частично пострадать в 930 году, но не обрушиться — храм разрушался постепенно, не без участия людей. Зодчий Трдат в 1001 году видел Звартноц целым. Ни один храм типа Звартноц не уцелел.
Амаяк Вачеян
ИАПС Антитопор-инфо