Халди был верховным божеством Араратского царства. Вместе с Тейшебой и Шивини он составлял главную часть урартского пантеона. Но в отличие от Тейшебы и Шивини, Халди не был местным богом, а ещё и имел ряд особенностей.
Главный храм Халди был в Мусасире. Хурриты называли этот город Ардини. Это название имеет индоарийское происхождение и связано с и. е. корнем *ar-t-, который связан с понятием творения и идеала. "Мус" же в первом названии города происходит от ассирийского слова, которым обозначают "совершенство". Таким образом, названия Мусасир и Ардини имеют один и тот же смысл. Это сакральное место.
Женой Халди была богиня Арубаини. Её также называют Багбарту(Багмашту), что указывает на её индоиранское происхождение. Само имя Арубаини возводят к хуррито-митанийскому "Урувана", которым именовался Варуна на местный лад.
Халди был отождествлён в Армении с Михром. Михра же иногда сравнивали с Гефестом - божеством огня. Это близко Халди, так как на одном из изображений он весь в языках пламени. В честь него была возведена "Дверь Халди", ныне - "Дверь Михра", высеченная в скале. Животным символом Халди был лев, а сам он также вёл урартское войско в бой и сам имел воинство. Кстати, он был верховным богом и в Маннейском царстве.
Ещё Дьяконов отметил особенные черты Халди, которые ставят его в особое положение от других богов того времени, а Капанцян называл его культ "халдоманией". Во-первых, культ Халди распространялся повсеместно по всему Урарту и в каждом взятом городе. В те времена только Араратское царство пыталось активно распространить культ своего бога.
Также в храмах Халди отсутствовала храмовая экономика. Из верховных богов того времени в этом плане с ним может поспорить только Яхве. Также удивительно, что главный храм Халди был за пределами Урарту и только там была его статуя. В других местах статую заменяли стелой или деревом.
Сам Халди имел черты невидимости. На одном из его изображений запечатлена лишь колесница с копьём, без самого Халди. Эту традицию воспримут персы, так как Арамазда также изображали как пустую колесницу. Сама невидимость была присуще частично ещё шумерскому Нергалу. Верховным богом Хайасы был Угур, что является одним из употреблений имени Нергала. Таким образом, здесь можно провести определённые параллели, хоть и очень тяжёлые.
Халди был действительно уникальным божеством. И почему он был избран урартской элитой верховным - остаётся только догадываться. Ведь изначально верховным божеством был Тейшеба. Но, как уже было сказано выше, Урарту было единственным государством древности, которое активно навязывало культ своего бога на захваченных территориях. Кроме Халди, никто более не удостоился такой славы.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор