Модели турецкого и немецкого национализма обладают рядом отличий и часто правление Ататюрка рассматривается не с этой точки, а как пример модернизации в мусульманской стране. Однако правление "турецкого фюрера" можно рассматривать и в контексте взаимосвязей с нацистской Германией и тут выявляются интересные детали.
Как мы уже говорили, связи между Германией и Османской империей уходили в период Абдул-Гамида II и особо усилились в период младотурков. Первым, кто завоевал внимание немецких националистов, был Энвер-паша, военный министр и один из организаторов Геноцида. Гитлер в своей Мюнхенской речи заявил, что "Энвер дезинфицировал страну".
Энвер-паша был другом, а позже завистливым конкурентом Ататюрка, проиграв ему временем, пытаясь продвигать пантуранизм в Средней Азии и убитый Акобом Мелкумяном. В целом, связи младотурков и Германии достаточно известны и уже были раскрыты нами, в том числе и знаменитая фраза Гитлера о забытой резне армян.
Пришедший к власти Ататюрк прервал план по разделу Турции и вынудил Антанту подписать Лозаннский договор. Фактически это и был первый пересмотр результатов Первой Мировой войны, в чём фюрер турков обогнал фюрера немцев, обычно обвиняемого в этом. Политические шаги Кемаля при этом широко освещались немецкой прессой.
Ататюрк("Отец турков") сформировал культ своей личности, ввёл однопартийную систему с правящей националистической партией. Сделал страну светской и сформировал национальную идентичность турков. Ну и, собственно, завершил процесс уничтожения армян, греков и ассирийцев. В чём-то знакомая модель, не правда?
Немецкие нацисты развивались в период становления власти Кемаля. Важным сюжетом был тот факт, что турки не примирились с послевоенным порядком и встали против него, что стало уроком для нацистов. "Борьба турков за независимость" стала фактически немецким сюжетом в немецкой прессе. Образ Ататюрка и его борьбы позже перенесётся на образ Гитлера и его борьбы с аналогичным послевоенным порядком.
Сведения немецких националистов часто умалчивали факт влияния ислама на кемализм и его дружбы с большевиками, акцентируя внимание на саму борьбу с Антантой. Империализм последних противопоставлен национализму турков. Как и в немецком случае.
Стефан Ихриг, исследователь турко-немецких связей, предположил, что знаменитый "Пивной путч" 1923 года был вдохновлён не Римским маршем Муссолини, а "Анкарским решением" Ататюрка. Образ Анкары был более сильной метафорой, чем события в Италии. Особую роль играл образ победы, что можно добиться того же, чего добились турки.
По этой причине турки и вовсе провозглашались арийцами, как и сам образ Ататюрка принимался как твёрдого вождя нации. Например, одна из статей Ататюрка, опубликованная в Германии и призывавшая к национальному строительству, нежели к имперским завоеваниям, преднамеренно уходила из внимания нацистов.
Образ Ататюрка был более близкой моделью, чем образ Муссолини и итальянского фашизма. Сам "Дуче" высказывал нелестные слова в адрес немецкого нацизма. Турции же удалось утвердить доминанту одной нации в государстве, устранив "мешающие" народы. Именно это намного ближе к гитлеровской идее, как и подходы турецкой антропологии, нежели итальянский фашизм.
Этот факт был подтверждён журналистом-националистом Хансом Тробстом. Являясь корреспондентом в Турции, он в 1924 году написал, что "то, что произошло с армянами, может вполне произойти с евреями в будущей Германии". Подтвердив связь между Геноцидом армян и Холокостом, турецким и немецким национализмом, "отцом турков" и "немецким вождём".
Артур Акопян
ИАПС Антитопор