Армянская философия и падение Армении
История армянского народа поднимает на поверхность множество философских вопросов: о назначении нации, целях существования и, конечно же, о причинах неудач армян. Этот вопрос занимает важное положение не только в философии, но и в целях прогноза и стратегического планирования, так как позволяет понять, как именно можно решить насущные проблемы государственности. Так вот армянская философия по-разному рассматривала причины кризисных явлений.
Изначально, начиная с Мовсеса Хоренаци и заканчивая Микаелом Чамчяном, существовала религиозная традиция, по которой причины падения Армении объяснялись понятием греховности. Все беды армян из-за их грехов и отхода от Господа. Цари обвиняются часто в обжорстве, в бесовости, в борьбе с церковью. Павстос Бузанд идеальным правлением считал своего рода "союз" между царём и церковью, по примеру Византии. Однако в XIX эта идея уже была отвергнута.
Новые идеи привнёс Шахамир Шахамирян и его кружок в Мадрасе, в Индии. Следуя близкому к англо-французскому течению духу, они считали деспотизм власти причиной падения государства. Виновником трагедии была монархия, так как, по словам Шахамиряна, сама идея монархии противоречит христанскому учению и уже с первых царей Армения была обречена на провал. Власть монарха невозможна, так как в нём сила всего лишь одного человека. Потому Армении нужен республиканский строй. Политическая система должна состоять из правительства, парламента и суда, стандартные три ветви власти. Для этого была разработана первая в Азии Конституция Шахамира Шахамиряна, известная как "Ворогайт Парац".
Армянская философия XIX века стала обращаться к темам, близким немецкой философии Гегеля и Гердера. Симон Назарянц, следуя гегельянскому "Мировому Духу", считал отсутствие национального единства и общность дела главной причиной проблем армянского народа. Этой идее стали следовать множество армянских философов, в том числе и Гарегин Нжде. Разобщённость нации, отсутствие политического единства, пожалуй, действительно являются важнейшими проблемами армянского государства. Но вообще первым мыслителем, который увидел это, был Раффи. Он первым поднял вопрос о внутренних предательствах и раздорах, приведших к гибели государственности.
Проблема Назарянца и многих других философов 1860-ых в том, что они не ставили вопрос независимости армянского государства, довольствуясь реформами в России и Османской империи. К тому же, изначально они обращались к купечеству, как к двигающему классу армянства.
Вскоре они изменили свои ориентации и обратились к крестьянству, как к образцу армянской идентичности. Произошло это из-за разочарования в деятельности зажиточных армян и в том, что армянские крестьяне лучше сохраняли национальные традиции и образ армянина. Крестьянство стало воспеваться в литературе.
Гарегин Нжде и Айк Асатрян создали полноценную национальную идеологию, которая сочетала в себе множество идей, но, в основном, также следовала близким к немецкой философии темам. Армянская нация трактуется с примордиальной и эссенциалистской концепции. Айк Асатрян также использовал географический детерминизм. Идеология Нжде пока что является самым завершенным трудом по армянской идеологии. Он ввёл стратификацию армянского общества на цехамардов(род), жоховурд(народ) и на таканков(сброд) и рассматривал армянство, как взаимодействие этих элементов. Именно в преобладании цехамардов, по Нжде, и залог процветания Армении, а ужасы армянства были связаны с деятельностью таканков.
Демократические ценности также были заложены в идеологии. Конституция Горной Армении может считаться первой действующей демократической конституцией на территории СНГ. В целом, можно сказать, что нельзя считать конкретную идею о причинах слабости страны абсолютной, а нужно в этом общем хоре голосов изучить каждый отдельный голос и выстроить на этой основе целостное представление о причинах прошлого и настоящего.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор
История армянского народа поднимает на поверхность множество философских вопросов: о назначении нации, целях существования и, конечно же, о причинах неудач армян. Этот вопрос занимает важное положение не только в философии, но и в целях прогноза и стратегического планирования, так как позволяет понять, как именно можно решить насущные проблемы государственности. Так вот армянская философия по-разному рассматривала причины кризисных явлений.
Изначально, начиная с Мовсеса Хоренаци и заканчивая Микаелом Чамчяном, существовала религиозная традиция, по которой причины падения Армении объяснялись понятием греховности. Все беды армян из-за их грехов и отхода от Господа. Цари обвиняются часто в обжорстве, в бесовости, в борьбе с церковью. Павстос Бузанд идеальным правлением считал своего рода "союз" между царём и церковью, по примеру Византии. Однако в XIX эта идея уже была отвергнута.
Новые идеи привнёс Шахамир Шахамирян и его кружок в Мадрасе, в Индии. Следуя близкому к англо-французскому течению духу, они считали деспотизм власти причиной падения государства. Виновником трагедии была монархия, так как, по словам Шахамиряна, сама идея монархии противоречит христанскому учению и уже с первых царей Армения была обречена на провал. Власть монарха невозможна, так как в нём сила всего лишь одного человека. Потому Армении нужен республиканский строй. Политическая система должна состоять из правительства, парламента и суда, стандартные три ветви власти. Для этого была разработана первая в Азии Конституция Шахамира Шахамиряна, известная как "Ворогайт Парац".
Армянская философия XIX века стала обращаться к темам, близким немецкой философии Гегеля и Гердера. Симон Назарянц, следуя гегельянскому "Мировому Духу", считал отсутствие национального единства и общность дела главной причиной проблем армянского народа. Этой идее стали следовать множество армянских философов, в том числе и Гарегин Нжде. Разобщённость нации, отсутствие политического единства, пожалуй, действительно являются важнейшими проблемами армянского государства. Но вообще первым мыслителем, который увидел это, был Раффи. Он первым поднял вопрос о внутренних предательствах и раздорах, приведших к гибели государственности.
Проблема Назарянца и многих других философов 1860-ых в том, что они не ставили вопрос независимости армянского государства, довольствуясь реформами в России и Османской империи. К тому же, изначально они обращались к купечеству, как к двигающему классу армянства.
Вскоре они изменили свои ориентации и обратились к крестьянству, как к образцу армянской идентичности. Произошло это из-за разочарования в деятельности зажиточных армян и в том, что армянские крестьяне лучше сохраняли национальные традиции и образ армянина. Крестьянство стало воспеваться в литературе.
Гарегин Нжде и Айк Асатрян создали полноценную национальную идеологию, которая сочетала в себе множество идей, но, в основном, также следовала близким к немецкой философии темам. Армянская нация трактуется с примордиальной и эссенциалистской концепции. Айк Асатрян также использовал географический детерминизм. Идеология Нжде пока что является самым завершенным трудом по армянской идеологии. Он ввёл стратификацию армянского общества на цехамардов(род), жоховурд(народ) и на таканков(сброд) и рассматривал армянство, как взаимодействие этих элементов. Именно в преобладании цехамардов, по Нжде, и залог процветания Армении, а ужасы армянства были связаны с деятельностью таканков.
Демократические ценности также были заложены в идеологии. Конституция Горной Армении может считаться первой действующей демократической конституцией на территории СНГ. В целом, можно сказать, что нельзя считать конкретную идею о причинах слабости страны абсолютной, а нужно в этом общем хоре голосов изучить каждый отдельный голос и выстроить на этой основе целостное представление о причинах прошлого и настоящего.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор