Ахмедия Джебраилов. Политическая подоплёка фальсификации
Азербайджанской пропаганде в источении несуществующих фактов пока что не нашлось достойного противника. Этносам, которым термин "нация" был дан искусственно, всегда требуется определённая апологетика и база для подтверждения нового титула. Причём становление нации исходит из верхов, что порождает любовь подобных наций к монархам и диктаторам, отцам и лидерам наций.
Но стоит отойти от развёрнутого пояснения феномена азербайджанской пропаганды и обратится к фальсификации более уникального характера. Речь идёт о легендарном советском солдате-азербайджанце Ахмедии Джебраилове, правда его "легендарность" в данном случае буквальна.
История его жизни будто бы писалась ради какого-нибудь советского фильма. Родился герой 22 сентября 1920 года в селе Охуд. Отец и братья Ахмедии ушли на фронт и там погибли в боях с нацистами. После этого (видимо, обуреваемый жаждой справедливой мести, как сказали бы советские идеологи) Джебраилов сам отправился на фронт в 1942. В одном из боёв на белорусском фронте он был тяжело ранен и оказался в плену. Побывав в стенах концлагерей (в том числе и Дахау) Ахмедия оказался в Монтобана. А далее, как гласили советские газеты и не раз перепечатанные о нём книги:
"В лагере Джебраилов познакомился с уборщицей-француженкой Жаннет из Тулузы, которой помогал таскать мусор, и попросил её обучить французскому языку. Выучивая ежедневно по 25 слов, Ахмедия через несколько месяцев бегло говорил по-французски.
Мадам Жанна устроила Джебраилову побег, выдав за мёртвого и инсценировав его похороны: сказав коменданту, что «покойный» похож на её сына и поэтому она хочет похоронить его по-христиански, она уговорила немцев похоронить «тело» за пределами лагеря."
После побега из плена Джебраилов примкнул к французскому Сопротивлению, став осенью 1942 года бойцом 4 эскадрона корпуса фронтьерьеров «капитана Дюма» в департаменте Тарн и Гаронна.
Чуть позже Джебраилову за проявленные заслуги вручили записку, собственноручно написанную Шарлем де Голем: «Дорогой Армад Мишель! От имени сражающейся Франции благодарю за службу. Ваш Шарль де Голль». В Бордо немецкий гарнизон был готов тщательно обороняться, но группа Ахмедия прошла в обход по канализации и ударила в тыл. Освободив Бордо, Ахмедия попал в Париж.
За боевые заслуги ему было присвоено звание Национального героя Франции. Высший Орден Почетного Легиона давал ему право идти на всех военных парадах Франции впереди самых заслуженных генералов. Ни один из советских генералов и маршалов(!), кроме Георгия Жукова не имел французского ордена такого ранга.
Вообще, геройства Ахмедии трудно описать. Всё дошло того, что сам Шарль де Голль решил посетить достопочтенного героя. Джебраилов стал символом советско-французской дружбы.
Всё это указано в азербайджанских источниках.
В Азербайджане Джебраилов является одним из величайших героев, наряду с Ази Аслановым, а то и на порядок выше (правда, последний с 1931 года не гражданин Азербайджана).
Приступим к анализу.
1) Личность Джебраилова, учитывая факт визита Де Голля и факт получения Высшего Ордена, должна быть одной из самых знаменательных в истории Войны. Тем не менее, его известность подвергается сомнению, а статья о нём была удалена из Википедии в 2015 году. Факт его буквальной неизвестности военным изданиям и академической современной литературе наводит на мысли вполне рациональные. В то же время, имя Джебраилова было известно советской прессе и газетам, а также Азербайджанскому изданию БСЭ.
2) В списке пребывавших пленных в концлагере Дахау имя Джебраилова отсутствует. В этом можно убедиться, пройдя по ссылке.
https://stevemorse.org/dachau/dachau.html
3) Единственный известный солдат с подобным именем не совпадает по дате и месту рождения.
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2488116
Нам известно, как азербайджанская историография буквально притягивала себя за уши советской пропагандой, превращавшей персидских поэтов вроде Низами Гянджеви, Физули или Хагани в азербайджанцев, как впрочем и вождя хурракимитов Бабека (Папака).
Здесь же очевидно несоответствие советских источников и их противоречие.
Мало того, Париж был освобождён раньше Бордо, а не наоборот.
Ещё более непонятно имя Джебраилова оказалось для РГАСПИ, чей запрос на его имя не выдал ничего.
Отбросим в сторону советские источники, которые как видно, не готовы просветить нас в реальности Ахмедии и обратимся к французским источникам.
Казалось бы, простому азербайджанцу, что тут уже глупо спорить. Ведь кому надо фальсифицировать французские источники. Удостоверение бывшего военнопленного было с очень грубой ошибкой. Вместо правильного "chauffeur" было написано английским транслитом "chofers". Такую ошибку можно допустить, только если написавший это был фальсификатором и ещё тем.
Вскоре, споры о личности Джебраилова перенеслись во Французскую Википедию, где решение было аналогично - удалить статью из оборота.
https://fr.wikipedia.org/wiki/Discussion:Ahmadiyya_Ja..
Да и вообще, на одном из его портретов ему, как оказалось, была присуждена «Памятная медаль войны 1914 −1918 гг.», что может вызвать только недоумение (3 картинка, награда крайняя справа).
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Médaille..
Итог из этого таков: Джебраилов, как участник Великой Отечественной Войны, действительно зафиксирован, однако советские и французские источники пестрят неточностями и вымышленными рассказами его истории. Но для чего была нужна подобная советско-французская фальсификация?
Это своего рода "фальсификация на экспорт", цель которой была проста - показать высокий уровень советско-французской дружбы и заодно, блеснуть своим собственным героем. Но почему азербайджанец?
Ответ, видимо, очень простой. Потому что не армянин. Героев армян в истории Войны и, тем более, в истории французского сопротивления, в лице хотя бы Мисака и Мелине Манушянов, чрезмерно много. В отличии от армян, у азербайджанцев не было маршалов.
Уравнение по принципу дружбы народов требовало подобное. Причём это не первая фальсификация. Одним из первых героев советского Азербайджана был Гриша Акопян из Гянджи.(http://deti-geroi.ru/alfavit-ako.php?page=akopian-gri..)
Удивление? Нет. Ведь Гриша сдал своих родителей-кулаков советской власти, за что был убит. "Он, конечно, герой советской власти, но азербайджанец не может предать свою семью" - решили азербайджанцы и сделали себе героем ненавистного хая, "воспитанного Азербайджаном". Фальсификация была также раскрыта. И писали, её кстати, армяне-коммунисты.
Что бы не говорили, а Азербайджан, как минимум, должен поставить памятник советской власти. Ведь эта мачеха, которой Азербайджан передала мама-Турция, её так опекала, что пора бы проявить уважение.
Это воистину тот случай, когда без советской власти не было бы ни страны, ни целой нации, как этнического понятия.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор