Учение армянского неоязычества
Как известно, в современной Армении существует религиозное движение, следующее, как выражаются его основатели, древней армянской религии, существовавшей до принятия армянами христианства. Это армянские неоязычники. Но насколько близко их учение древнеармянской религии?
На самом деле, немного. Безусловно, неоязычники опираются на реально существовавшую религию и богов, но сама трактовка армянской истории и генезиса божеств является творчеством Слака Какосяна - основателя данной общины, к которому якобы пришло видение Ваагна. Он является автором "Ухтагирка", священной книги неоязычников. Что уже показывает, что ему пришлось создавать новую историю, ведь источников языческих у нас под руками нет.
Об армянской религии говорить много не стоит, это займёт много времени. Достаточно лишь отметить, что верховным богом является Арамазд, "творец неба и земли", громовержец, воплощение мужества. Крайне широко в Армении почиталась и Анаит - богиня-матерь. Тиридат III, до принятия христианства, упоминал Арамазда, Анаит и бога войны Вахагна в своём обращении к нахарарам, указывая их верховенство. Реальные корни и форму армянской религии на самых ранних этапах установить сложно. Сейчас очевидно, что первопредки армянского народа по Хоренаци, такие как Хайк, Араманяк, Арамаис, Гегам, Амасия, Арам и Арай являлись изначально божественными образами и лишь потом обрели образ героев. В любом случае, армянская религия - это большое поле для исследований и точную картину ещё предстоит выяснить.
У неоязычников всё проще, потому и используется приставка "нео-", так как в данном случае мы говорим о сплаве разных идей и концептов, нежели о реальном восстановлении "дицабанутюна". Учение Какосяна является сплавом Библии, Мовсеса Хоренаци, "Ухт"-ов Мамиконянов и трудов Гарегина Нжде. История армянского народа и божеств здесь представлена иначе.
По словам Какосяна, в начале было АР, некая субстанция, а творцом мира был Ара. Бог Ара и богиня Анаит родили Ари, первого человека и первое творение. От Ари пошли арийцы, а родина их - Арарат. Вместе с ними сосуществовали и другие армянские боги.
Но кроме арийцев на земле появились и "чарийцы", от слова "чар" - злой. Это слово, по словам Какосяна, происходит от "чи ари", то есть "не-арийцы". Их покровителем был Вишап - могучий дракон. К нему присоединился бог Яхвах, оскорблённый тем, что ему не уделили внимания и сосланный в преисподнюю. От злости он иногда трясёт землю. Далее появляется некий Ари Ман, который спасается с племенем от потопа. Это было племя арменов, в честь главы которого, Хайка, они себя назовут "хайами".
Позже к Гарегину Нжде, имеющему тут почти обожествлённый статус, приходит видение Вахагна, которое потом ещё раз придёт к Слаку Какосяну, верховному жрецу. В целом, это короткое описание истории, изложенное в "Ухтагирке".
Здесь становится очевидным, что генезис мира и армянского народа Слак Какосян заимствовал у Библии и Мовсеса Хоренаци, дополнив его новыми образами. Ара у неоязычников и Арай из Хоренаци являются абсолютно разными образами. Ари Ман же здесь аналог Ноя. Но никого из них, в том числе и некоего АР, не существовало в древнеармянской религии, корень "ар" используется так часто для подчёркивания арийского начала в армянах. "Чарийцы" тоже нововведение. Трактовка Какосяна некорректна: "чар" является индоевропейским корнем, когнатой английскому "charm" и русскому "чары". Ну а в боге Яхвахе несложно увидеть Яхве - бога евреев и нынешнего христианского Бога. Здесь он выступает, как антагонист.
Образ Нжде, как уже сказано, приобрёл сакральные черты. Хотя сам Гарегин Нжде писал, что использует образ Вахагна образно, а не буквально. Мало того, у него немало есть цитат, показывавших его приверженность христианской вере, нежели языческой. В последней же армянские авторы конца XIX - начала XX века искали вдохновение, но никак не веру.
В целом, армянское неоязычество интересный феномен. Власть относится к нему со спокойствием. Основатель РПА, Ашот Навасардян, был неоязычником(принял веру в храме Гарни) и свою партию основывал также на идеях неоязычества. Но после его смерти в РПА большинство взяли технократы-функционеры. Ну а по большей части, неоязычники сами не всегда искренне верят в учение, нежели ощущают наслаждение о пребывании в обществе "истинной армянской религии". Это патриоты, любящие древнеармянские образы и также ищущие вдохновение в древних богах и обрядах.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор